Главная - Статьи - ДОСКА ПРИБАВЛЕНИЙ
Как собственники могут заработать на рекламе
Сегодня реклама стала не только двигателем торговли, но и средством пополнения бюджета многоквартирного дома. Принятые еще в 2009 году поправки к Закону «О рекламе» запретили рекламодателям размещать баннеры и щиты без согласия собственников жилья. Причем требования эти распространяются и на другие формы использования общедомового имущества. Но в силу недостаточной правовой грамотности не всем удается пустить финансовые потоки в правильное русло.
Доходное место
По самым скромным подсчетам специалистов, рынок «общедомовой» наружной рекламы сегодня оценивается в 5 млрд руб., из которых около 20 процентов составляет доля собственников многоквартирных домов. Сложно найти жилое строение, в котором бы не размещалась хоть одна маленькая рекламная доска или оборудование сотовых и интернет-компаний. А здания на «красной линии» от обилия плакатов и вовсе напоминают новогодние елки. Но на деле доходы от «наружки» редко фиксируются в отчетах управляющих организаций. В большинстве случаев жильцы либо получают копейки от договоров, заключенных между рекламодателем и УК, либо деньги и вовсе оседают в карманах управленцев.
Но знай, собственник: все доходы от использования общедомового имущества должны аккумулироваться на счете дома! Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ в компетенцию собственников входит принятие решений «…о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме» и «…об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества <…> на условиях, определенных решением общего собрания». Согласие на размещение рекламы или аренду должны дать две трети собственников. А управляющая организация здесь может выступать лишь сборщиком денежных средств!
Куй железо
Итак, за что собственники вправе получать дополнительные деньги. Это нанесение рекламных изображений на фасады и цоколи домов; размещение досок объявлений в подъездах и лифтах; монтаж конструкций и телекоммуникационного оборудования с использованием общедомового имущества, их подключение к домовым коммуникациям; установка билбордов, киосков, временных строений на придомовой территории; сдача в аренду подвалов, проходных подъездов, колясочных и т.д.
Кстати, наличие информационной вывески на магазинах и организациях является обязательным требованием Закона «О защите прав потребителей», а потому в согласии собственников не нуждается. Аналогичная ситуация с балконами: в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года к общедомовому имуществу относятся «помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения», чего о балконах сказать нельзя.
Если ваше общедомовое имущество используется каким-либо из перечисленных способов, значит, есть возможность пополнить копилку на содержание здания. Для этого уполномоченному лицу необходимо провести инвентаризацию всех арендаторов и рекламодателей и заключить с ними договоры. Помните, что вы можете отказать в использовании общего имущества любому лицу, кто не согласен на условия собственников.
«Быть может, кто-то подумает, что «рекламные» деньги не стоят таких трудозатрат, – рассуждает Людмила Суслова, руководитель Комиссии по ЖКХ, депутат Алтайского краевого Законодательного собрания от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. – Ведь пока соберешь нужное количество голосов, пока обшаришь все стены-потолки в поисках доходных местечек… Для вас – пример дома № 10 по улице Шукшина. Когда-то дополнительные доходы одноподъездной многоэтажки (по данным управляющей организации) составляли пару десятков тысяч рублей. Но после того как домком с согласия жильцов легализовала внутридомовой рынок рекламы и аренды, на счет дома ежегодно стало поступать 220 тысяч рублей! Для сравнения – по строчке «Текущее содержание и ремонт» здесь собирают 250 тысяч в год. А это и новая детская площадка у дома, и асфальтированные проезды. Да хоть персональная консьержка!»
И еще. Право распоряжения «рекламными» деньгами также относится к компетенции жильцов, а не управляющей компании. Поэтому, уважаемые собственники, самое время внести рекламодателей в статью доходов и пожинать плоды «домашней» коммерции.